Кадровое обеспечение

Кадровое обеспечение

Информация Великоустюгской межрайонной прокуратуры  для работодателей и работников об изменениях в ст.5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»

Великоустюгская межрайонная прокуратура сообщает, что с  1 января 2015 года вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»», существенно меняющие виды ответственности работодателей за нарушение требований закона, регулирующего трудовые правоотношения.

Так, с 01 января 2015 года статья 5.27 КоАП РФ будет изложена и применяться в следующей редакции (курсивом), положения которой следует разобрать.

Ч.1 ст.5.27 КоАП РФ -  Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 КоАПРФ  -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.      

Таким образом, после вступления в силу данных положений закона работодатели за допущенные нарушения могут быть предупреждены, в том время как в действующей редакции альтернативы штрафу или административному приостановлению деятельности не было. Фактически имеет место ослабление ответственности работодателя на фоне не исчезнувшей проблемы с повсеместным нарушением прав работников. Решение в каждой конкретной ситуации будет принимать орган, уполномоченный на привлечении к данному виду ответственности - Государственная инспекция труда.        

Например, к таким нарушениям, за которые наступит ответственность по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ будут относиться нарушения сроков выплаты заработной платы, расчета при увольнении, не выдача документов, связанных с работой и некоторые иные нарушения положений ТК РФ.      

Ч.2 ст.5.27 КоАП РФ - Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из практики межрайонной прокуратуры следует отметить, что положения указанной нормы не слишком актуальны для Великоустюгского района. Норма является инновационной, ранее крайне сложно было бы привлечь к ответственности «мастера участка», «прораба» или иное подобное лицо, которое фактически не имело право принимать работников, но «договорилось дать подработать» с обратившимися гражданами и фактически допустило их до работ без ведома уполномоченного лица работодателя. Практика показывает, что наиболее распространены данные нарушения при использовании низко квалификационного труда разнорабочих, грузчиков и подобных профессий, в связи с чем, гражданам нужно самостоятельно принимать меры к установлению лица, которое уполномочено принимать их на работу.            

Ч.3 ст.5.27 КоАП РФ -  Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из приведенных положений закона видно, что законодатель более чем в 2 раза ужесточил ответственность работодателя за нарушение сроков и порядка заключения трудового договора, ранее ответственность за данное нарушение наступила бы по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ. Следует отметить, что реальная реализация положений закона будет целиком зависеть от работника, который должен сам сообщить о допущенных в отношении его нарушениях сразу же, поскольку нарушение сроков заключения трудового договора не является длящимся правонарушением и, например, при обращении в ГИТ или прокуратуру с заявлением на работодателя через 2 и более месяца после фактического допуска к работе, в том числе при увольнении, работодателя будет невозможно привлечь к ответственности по данной статье, поскольку истечет срок давности.            

В целом положения ч.3 ст.5.27 КоАП РФ являются инновационными  и находятся в тесной взаимосвязи с иными изменениями трудового законодательства, в частности со ст.19.1. ТК РФ. Данные положения крайне актуальны в настоящее время, поскольку повсеместно, в том числе и на территории Великоустюгского района  работодатели стали активно применять практику заключения с лицами, фактически выполняющими трудовые функции и состоящие по всем признакам в трудовых правоотношениях гражданско-правовых договоров. Со стороны работодателя крайне выгодно использовать труд лиц по гражданско-правовым договорам с точки зрения обременения взносами в различные фонды, а также с точки зрения соблюдения прав работников, поскольку лицо, с которым заключен не трудовой, а гражданско-правовой договор не может рассчитывать на гарантии, предусмотренные ТК РФ, в число которых входит отпуск, оплата больничного, нормирование труда, заработная плата и многое другое. Усугубляет проблему правовая безграмотность населения. Зачастую, обращающиеся в межрайонную прокуратуру граждане не понимают разницу между трудовым договором и договором оказания услуг (выполнения работ и иных разновидностей договора подряда), по которому они работали длительное время.

В настоящее время признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться:

 - лицом, использующим личный труд и являющимся заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору;

- не обжалованным в суд в установленном порядке предписанием государственного инспектора труда об устранении нарушения части второй статьи 15 ТК РФ;

- судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.

Законодатель расширил возможности работников защищать свои права, установив, что неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений, а также с целью защиты прав работников в случаях, когда работодатель, фактически устанавливая с работником трудовые отношения, оформляет при этом притворный гражданско-правовой договор введена указанная выше ответственность.

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Положения ч.4 ст.5.27 КоАП РФ  ослабляют ответственность работодателей, по сравнению с ранее действующей редакцией в части наличия альтернативы дисквалификации при совершении повторного нарушения, но ужесточают в части касающейся индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.  Так, ранее ч.2 ст.5.27 КоАП РФ предусматривала при совершении повторного аналогичного нарушения прав работников  только дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Стоит отметить, что как и ранее законодатель предусматривает ответственность по квалифицированному составу только за совершение аналогичного, а не любого нарушения трудовых прав. Например, ответственность наступит, если работодатель уволил и не произвел расчет одного работника за что был привлечен к ответственности и решение вступило в силу, а затем уволил и не произвел расчет при увольнении другого работника.  

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.";

Данная статься существенно ужесточает ответственность работодателя за совершение повторного уклонения от оформления или ненадлежащее оформления трудового договора либо заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, фактическое допущение к работе лицом не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) по сравнению с ранее действовавшей нормой и расширяет круг лиц, которые могут быть привлечены к ответственности.

В заключение, отметим, что работники должны помнить, что при любых нарушениях их прав с целью привлечения к ответственности работодателей, в том числе и по указанным выше нормам закона, они могут обращаться в специализированный государственный орган, созданный для защиты их прав и уполномоченный на принятие решений в отношении работодателей - Государственную инспекцию труда Вологодской области, в том числе через сеть интернет на сайте http://git35.rostrud.ru/.              

 

 

РЕШЕНИЕ СОВЕТА № 02 от 16.03.2009 "Об    утверждении   Положения  о муниципальной службе в органах местного  самоуправления   сельского поселения Усть- Алексеевское"  СКАЧАТЬ

 

РЕШЕНИЕ СОВЕТА №23 ОТ 04.08.2009  "о внесении изменений в решение Совета сельского поселения Усть-Алексеевское от 16.03.2009 года № 2 «Об утверждении Положения о муниципальной службе в органах местного самоуправления сельского поселения Усть-Алексеевское»  СКАЧАТЬ

 

РЕШЕНИЕ СОВЕТА № 02 от 29.02.2012 "О внесении изменений в решение Совета сельского поселения Усть-Алексеевское от 16.03.2009 № 2 «Об утверждении Положения о муниципальной службе в органах местного самоуправления сельского поселения Усть-Алексеевское»   СКАЧАТЬ

 

РЕШЕНИЕ СОВЕТА № 46 ОТ 21.12.2012 "О внесении изменений в решение Совета сельского поселения Усть-Алексеевское от 18.03.2008 № 7 «Об утверждении положения о проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации сельского поселения Усть-Алексеевское»  СКАЧАТЬ